В соответствии со знаком пути

//В соответствии со знаком пути

В соответствии со знаком пути

2018-04-30T10:16:16+00:00Апрель 30, 2018|Статьи|

Внедрение механизма прослеживаемости товаров инициировано Евразийским межправительственным советом государств-членов ЕАЭС в целях контроля законности их оборота взаимной торговли. Планируется создать условия, исключающие возможность использования субъектами хозяйственной деятельности различных схем уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов, оплаты, участия товаров в незаконный оборот.

Министерство по налогам и сборам Белоруссии разработало проект указа о создании национальной системы прослеживаемости товаров. В соответствии с перечнем, определенном Совмином, их поворот будет возможен только при оформлении электронных товарных и товарно-транспортных накладных. За нарушение требований предполагается штраф в отношении субъектов хозяйствования от 30 до 80 базовых величин с конфискацией товаров и выручки.

Технология EDI

Работа на строительство системы прослеживаемости продукции на рынке государств ЕАЭС началась в конце 2015 года. и продолжается до сих пор. Введение этого механизма, в первую очередь, коэффициент присоединения Казахстана к Всемирной торговой организации, что определило значительные выплаты в отношении большой группы товаров, которые ввозятся на территорию страны по сниженной ставке таможенного тарифа. Естественно, необходимо обеспечить контроль дальнейшего продвижения этих товаров на территорию других государств-членов ЕАЭС в целях обеспечения защиты их экономических интересов.

В сентябре текущего года на площадке Евразийской экономической комиссии эксперты пяти стран обсудили результаты внутреннего согласования проекта соответствующего соглашения. Несколько дней спустя на конференции в рамках Белорусской транспортной недели, которая прошла в октябре в Минске начальник главного управления контроля подакцизных товаров, игорного бизнеса и электронных систем контроля реализации товаров Министерства по налогам и сборам Лариса Михайловна Очень проинформировала представителей бизнеса об основных аспектах механизма прослеживаемости продукции на рынке Союза. В основе ее возникновения, мы составили краткий обзор основных вопросов.

Что означает этот механизм?

Создание национальных информационных систем, в которых сохраняются данные субъектом прослеживаемость товаров и совершаемых с ними операций. Соответственно, предусматривается обязанность субъектов хозяйственной деятельности, передавать необходимую информацию, а также представлять определенные виды документов в электронной форме в целях обеспечения сбора необходимой информации на прослеживаемым товаров в национальной системе. Предполагаемый механизм обмена информацией между странами ЕАЭС при реализации трансграничных поставок таких товаров из одного государства-члена на территорию другого, а также по требованию соответствующих уполномоченных органов, если возникнет такая необходимость.

На начальном этапе ставится задача определения законности оборота ввозимых на территорию ЕАЭС товаров, предотвращение возможности уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей. Возможно, что в будущем они будут расти и другие задачи, например, фитосанитарных, контроля, других видов контроля.

Какие рассматривались варианты разработка вопроса создания национальной системы прослеживаемости товаров в Республике Беларусь?

Было три варианта построения системы с использованием информационной базы данных, где аккумулировались необходимую информацию. Первый – электронные счета-фактуры налога на добавленную стоимость, второй – электронные стоимости доставки, третий – маркировка товарными контрольными. Детальные исследования и анализ возможности масштабируемости решения других задач наиболее удобный, комфортабельный и оптимальный, в первую очередь, для субъектов предпринимательства, которые будут выполнять дополнительные обязанности в связи с введением механизма мониторинга, был определен набор инструментов для регистрации и передачи электронных документов-транспортных и товарных накладных.

РЕКОМЕНДУЕМ ЕЩЕ:  Как открыть службу доставки? У истоков бизнес-проекта

Электронный обмен данными (технология EDI) имеет уже многолетнюю практику применения в странах Европейского союза. Она применяется в нашей стране. Пока не так велики, как хотелось бы, но с течением времени компания все еще выходит в, электронный обмен данных, потому что это удобно, быстро, позволяет избежать многих ошибок, дает возможность обеспечить необходимые дополнительные услуги. Это естественная для предпринимателей среду, которая не насаждается сверху, а именно подстраивается под необходимые потребности. Задача государства в этом случае максимально безболезненно и с минимальными затратами для юридического лица собрать необходимую информацию для выполнения своих международных обязательств.

Означает, что формирование правового поля функционирования национальной системы прослеживаемости продукции, создание законодательной базы для удовлетворения всех требований межгосударственного соглашения в рамках ЕАЭС. Проектный пакет нормативных актов Беларуси уже разработаны, они прошли общественное обсуждение и предварительное рассмотрение заинтересованными государственными органами.

Не возникнет ли несоответствие инструментов системы прослеживаемости товаров между странами-членами Союза?

Обеспечение информационного взаимодействия с ЕЭК, а также в рамках рынка ЕАЭС предполагает предварительное согласование и обсуждение, а техническая поддержка процесса особых проблем не будет. Конечно, при создании глобальной системы будет принимать решение о работе в вашей мастерской. Хотя, естественно, право любой страны-члена выбрать инструмент, который может технологически, технически, юридически обеспечить. Главная задача, чтобы каждый участник Союза создал национальную информационную систему для сбора необходимой информации о продукции, которая позволяет осуществлять информационное взаимодействие с другой страной-членом установленных единых форматов.

Несмотря на то, что в России довольно успешно реализован проект электронной маркировки меховых изделий, которая сочетает в себе некоторые элементы прослеживаемости, реализация национальной системы прослеживаемости товаров планируется на основании электронных счетов-фактур. На каждом этапе оборота торговцы будут вводить в систему информацию о том, кому они реализованы товары, по какой стоимости, другие особенности.

Казахстан в рамках выполнения своих обязательств перед другими странами ВТО использовал так называемый виртуальный склад. Это электронный учет товара в информационной системе, которая работает с электронными счетами-фактурами, что также означает, что элементы отслеживания движения товаров.

В целом, эксперты стран-членов ЕАЭС пришли к согласованному решению не предпринимать всем, например, на электронные счета-фактуры, в другой электронной формы документов. Каждая из пяти стран исходит из имеющихся возможностей и способностей.

Определены ли сроки внедрения механизма прослеживаемости товаров на рынке ЕАЭС?

Пилотный проект на территории ЕАЭС планируется в первой половине следующего года. Выход на постоянную основу для определенной группы продуктов, предполагается, что до конца 2018 года.

Финансовое бремя

Использование национальной системы прослеживаемости возможно только на возмездной основе. В белорусском налога ведомстве считают, что прогнозируемые расходы не будут обременительными для бизнеса. В качестве точки отсчета будущих расходов МНС ведет текущие цены на получение сертификата открытого ключа электронной цифровой подписи. Стоимость регистрации с выдачей носителя на два года составляет 78,74 грн. Прием оправдано GLN-номера для штаб-квартиры на один год обходится в 90 рублей, продление статуса зарегистрированного пользователя, и права на использование GLN стоит 45 грн. за год. Стоимость минимального пакета услуг EDI-провайдера – 12 рублей, за создание и передачу любой электронной накладной ТТН-1 плата в размере от 0,2 до 0,32 рублей, TN-2 – от 0,1 до 0,16 грн.

РЕКОМЕНДУЕМ ЕЩЕ:  Как не уснуть за рулем

К обозначенным цифрам следует добавить рост расходов предприятий на оплату труда персонала, потому что электронные счета-фактуры показывают, что введение широкого диапазона данных, а также дополнительные услуги по обслуживанию компьютерного оборудования. Пока не известен перечень товаров, которые подпадут под действие системы отслеживания, не имеет возможности оценить масштабы предполагаемых дополнительных расходов.

Таким образом, использование экономических субъектов электронных счетов-фактур, с одной стороны, ускорит бизнес-процессы, позволяет сократить бумажный документооборот, с другой – требует дополнительных расходов, а часть расходов будет расти. Эксперты считают, что если для крупных компаний переход на электронные счета-фактуры даст положительный эффект, то для малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей нововведение станет обложил, что может привести к снижению конкурентоспособности и увеличение стоимости товаров и услуг.

Представители компании предлагают до начала запуска национальной системы прослеживаемости в экспериментальном формате на два-три года, в этот период отработать эффективность, эффективность и прозрачность механизма, чтобы не повторять предыдущих ошибок, когда нововведение запускается в “сыром” виде, а потом в спешке регулируемые выявленные на практике недостатки.

Электронный документооборот

Дополнительной мерой создания национальной системы прослеживаемости является развитие в республике электронного документооборота на базе товарно-транспортных и товарных накладных. Это будет способствовать предотвращению “серого” импорта, повышения прозрачности движения товаров на территории республики и за ее пределами, и, как следствие, увеличение платежей в бюджет. Сбор необходимой для контроля информации, может осуществляться в рамках текущей деятельности субъекта на основе основной учетной записи документа, подтверждающего факт совершения хозяйственной операции, имеющим юридическую значимость.

В обороте отдельных групп товаров предусматривает введение обязанности субъектов (организаций и индивидуальных предпринимателей) в области создания товарно-транспортных и (или) символов, счетов-фактур исключительно в форме электронных документов.

Функционирование национальной системы прослеживаемости будет осуществляться Министерством налогов и сборов. При этом на Государственный таможенный комитет и EDI поставщиков совершат ряд обязанностей предоставлять в МНС необходимой информации. Предполагается, что в течение двух существующих EDI-провайдера – “Современные технологии торговли” и “Электронные документы и счета-фактуры”, добавятся еще пять, которые готовятся для получения свидетельства оператора электронного документооборота в части электронных счетов-фактур.

Проект постановления, подготовленного МНС, предусматривает целый ряд товаров и случаев, в отношении которых не требуется требуется составление и использование электронных счетов-фактур. Эти исключения касаются отпуска и получения товара, не связанные с предпринимательской деятельностью операции, которые осуществляются за счет государственных средств, которые нецелесообразно включать электронные искусственными (безвозмездная помощь, спонсорство, иностранная безвозмездная помощь, экспонаты на выставках и ярмарках, государственные закупки и т. д.).

Нарушение EDI-провайдером порядке передачи, приема, проверки, хранения электронных счетов-фактур, и (или) непредставление в Министерство налогов и сборов электронных копий электронных счетов-фактур повлечет предупреждение или наложение штрафа на EDI-провайдера в размере до двухсот базовых величин.

Оборот товаров, включенных в перечень, сведения о которых переданы в установленном порядке в налоговые органы, не допускается. Таким образом, услуги налоговые, имея полную информацию о товарообороте субъектов хозяйствования, смогут в любой момент соответствовать количеству производимых и импортируемых товаров из сумм причитающихся налогов.

РЕКОМЕНДУЕМ ЕЩЕ:  О некоторых достоинствах и недостатках автомобильных перевозок

В единых системах

В рамках Евразийского экономического союза, помимо механизма прослеживаемости товаров предполагает и другие системные ресурсы.

Решением Совета ЕЭК в стране Союза на внутригосударственное согласование направлено соглашение о единой системы идентификации участников внешнеэкономической деятельности. На основании информации из национальной системы регистрации налогоплательщиков ECE создает единый евразийский реестр уникальных идентификационных номеров. В информации войдут данные о полное наименование юридического лица или имя и ФАМИЛИЯ физического лица, являющихся участниками предпринимательской деятельности, юридический адрес, информация о состоянии бизнеса (действующий, недействующий, ликвидирован), дата первой регистрации в налоговом органе, наименование органа государства-члена ЕАЭС, присвоившего идентификационный номер. Сбор, хранение и обработка данных будет осуществляться в электронном виде. ЕСИТС позволит повысить уровень таможенного контроля, с одновременным существенным упрощением процедур торговли, связанных с перемещением товаров через таможенную границу.

Сейчас в странах ЕАЭС применяются различные системы регистрации и идентификации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В Армении – ИНН (идентификационный номер налогоплательщика), Беларусь – УНП (учетный номер плательщика), в Казахстане – IN/BIN (идентификационный номер/бизнес-идентификационный номер), Кыргызстане – ИНН (налоговый номер) и ОКПО (общереспубликанский код предприятий и организаций), России – ИНН (идентификационный номер налогоплательщика). Кроме того, применяются различные правила присвоения идентификационных номеров, которые имеют разный размер (количество цифр).

Предполагается подписать соглашения о маркировке товаров, унифицированными средств идентификации. Информация будет вноситься в единый реестр, формирование и ведение которого закреплен при Евразийской экономической комиссии. Какие товары подпадут под его действие, какую информацию, в какой форме и в какие сроки предприятия и предприниматели, производящие или реализующие товары, подлежащие маркировке, должны будут передавать в компетентные органы своих государств решит позже.

Требования к маркировке не будет распространяться на товары, помещенных под таможенную процедуру в целях их вывоза за пределы Ес, или товары, находящиеся под таможенным контролем, при их транспортировке. Кроме того, от маркировки “уволен” пробы и образцы, предназначенные для проведения испытаний в целях оценки соответствия требованиям актов ЕАЭС, ввезенные организаторами и участниками международных выставок и ярмарок в качестве образцов и экспонатов и не предназначены для реализации.

Цель внедрения системы маркировки товарными управления защиты рынка Ес от различных серых схем, подделок и контрафакта. Конечно, этот механизм позволяет проследить весь путь движения товаров от производства до момента реализации. При этом, по мнению экспертов, система должна быть не только эффективной, но и удобной для клиентов, предпринимателей и государства, чтобы каждый мог проверить товар при помощи современных устройств – компьютера, смартфона, другое устройство или устройства.

Журнал “Компас экспедитора и перевозчика”

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

  Subscribe  
Сообщить о