Работа с контейнерами

//Работа с контейнерами

Работа с контейнерами

2018-05-05T12:21:16+00:00Май 1, 2018|Статьи|

Практику применения сроков хранение, demurrage и detention, обозначающих, предоставляемые морской линии условия хранения и использования контейнеров, должен знать каждый, экспедитор, чтобы не получить наказания.

Суть концепции

Storage (хранение) – плата за использование инфраструктуры порта, когда груженый контейнер, расположенный на территории терминала. Для удобства, как правило, взимается морской линии, которая, в свою очередь, рассчитывается с портом. Количество дней считается с момента выгрузки контейнера в порту до вывоза за границу (импорт) или от момента сборки до погрузки на корабль (в экспорте).

Работа с контейнерамиDemurrage (демередж), detention (детеншен) – условия использования контейнера. Оплата грузовладельцем за пользование контейнером (свойства морской линии “на суше”. Демередж, плата за использование контейнера после его выгрузки с судна до вывоза из порта (при импорте) или от момента сдачи груженого контейнера в порт для погрузки на корабль (в экспорте). Это основа начисления такая же, как при расчете хранения, но конечный получатель платы за хранение – порт, а плата за демередж – одна морская линия.

Детеншен плата за использование контейнера с момента его вывоза из порта на возврат порожнего/груженого в порт (при импорте/экспорте соответственно).

Все чаще встречается возможность переключения демереджа и детеншена (Demurrage И Detention Combined). При таком сочетании выпуске количество дней detention от момента прибытия в порт до возврата порожнего контейнера в порт (для импорта) или с момента забор порожнего контейнера в порту до его погрузки на борт судна (в экспорте).

На практике можно встретить и другие подходы к начислению хранение, demurrage, detention (зависит от страны и от линии). Например, время пребывания грузом на вывоз контейнера в порту линия будет называться просто storage, а время нахождения контейнера за пределами территории терминала под загрузкой – просто demurrage или просто detention. Как не ошибиться? Нужно четко узнать в местном представительстве морской линии принцип расчета сроков хранения и использования.

Экономическая суть демереджа и детеншена заключается в том, что морская линия заинтересована в высокой скорости вращения своих контейнеров и пытается вернуть свое оборудование как можно скорее. Чем быстрее владелец груза загрузит/разгрузит контейнер, тем быстрее бак сможет пойти на следующий рейс, с другим грузом и принести доход морской линии.

SOC-контейнер

Если для перевозки используется SOC-контейнер (следует политике Owned Container – контейнерное оборудование принадлежит отправителю, а морской перевозчик не имеет с ним ничего общего), то демередж и детеншен не применяются, потому что контейнер не принадлежит морской линии, начисляется только хранение.

Также, как обычно, хранение в порту, демередж и детеншен не актуальны для владельцев грузов, когда перевозка осуществляется в составе сборного груза, если только не имела место длительная задержка в предоставлении документов на груз, из-за чего контейнер со сборными грузами не мог быстро покинуть порт и разгружаются на склад транзитный для дальнейшей доставки грузов автотранспортом. Вместе с тем оператором сборного груза может быть выставлен счет за сверхнормативное хранение на таком складе (уже после выгрузки из контейнера).

РЕКОМЕНДУЕМ ЕЩЕ:  Таможенное оформление грузов

SOS-контейнер

Для каждого морского порта линии существуют стандартные условия хранения и эксплуатации, для импортных и экспортных грузов. Обычно вы можете найти их на сайте морской линии или объяснить в ее офисе. Они также доступны в подтверждении букинга и в уведомлении о прибытии. Эти условия очень редко меняются (раз в год и реже).

Бесплатные дни и ставки пени

Как правило, морская линия обеспечивает определенное количество бесплатных дней хранения и использования, а если клиент их не хватает, начисляются штрафы по прогрессивной шкале: чем больше “просроченных” дней, тем дороже каждый следующий. Иногда морская линия позволяет получателю докупить нужное количество бесплатных дней в порту назначения для контейнеров, которые прибыли на основании договора отправителя, но это можно сделать только сверху, для вывоза контейнера из порта.

Если после разгрузки контейнера было принято решение отправить другой товар на экспорт, это обратный отсчет дней его использования для импортера заканчивается в тот момент, когда передается “баланс” экспортера.

Следует иметь в виду, что даже если транспорт организует и оплачивает отправитель, счет за сверхнормативное хранение и использование контейнера в место назначения будет выставлен морской линии получателя, если иное не оговорено заранее при оформлении заказа на перевозку. Не имеет значения, с чьей вине произошла задержка: получатель вовремя не подготовил деньги для проведения таможенного оформления или отправитель ушел в отпуск и “забыл” отправить документы на груз, без которых контейнер не удается забрать из порта – линия получит оплату от получателя, а он уже в случае необходимости придется выяснять отношения с отправителем.

Условия хранения и использования, как правило, не зависят от типа перевозимого груза. Не имеет значения, находится в контейнере металл или заколки для волос, цветные карандаши или духи – значение имеет только тип контейнера. Для опасных товаров иногда могут применяться более строгие условия хранения.

Если речь идет о нестандартном оборудовании (в первую очередь, это касается рефрижераторных контейнеров), количество доступных бесплатных дней хранения, и использования будет меньше, а штрафы – выше по сравнению со стандартными контейнерами.

РЕКОМЕНДУЕМ ЕЩЕ:  Таможенный брокер. Вопросы и ответы

При формировании условий хранения и использования морские линии принимают во внимание соотношение экспорта и импорта товаров в регионе, расстояние от порта до крупных грузопотребляющих и грузообразующих городов, состояние наземной транспортной инфраструктуры и другие факторы. Например, в случае доставки товара в более отдаленные регионы и (или) при использовании этого транспорта может быть предоставлено большее количество бесплатных дней (иногда требуется это раньше, при размещении букинга попросить линии такой “помощи”).

Условия различных морских линий для одного и того же порта будут отличаться. При заключении договора с морской линией, особенно при больших объемах перевозки можно согласовать более выгодные условия, отличные от стандартных.

По умолчанию пустой контейнер нужно вернуть этот порт, куда прибыл. По согласованию с морской линией, грузополучатели за дополнительную плату могут возвращать контейнеры в других портах, где он выполняет рейсы эта морская линия, или на терминалы морские линии, расположенные в глубине (так называемые контейнерные станции), если они доступны. В этом случае работа с контейнером заканчивается в момент его сдачи в порту или на контейнерную станцию. Это может быть полезным, если эти объекты географически расположены гораздо ближе к получателю. Место возврата порожнего контейнера должно быть согласовано с клиентом морской линии сверху. Также контейнерные станции могут предоставлять клиентам морской линии, контейнеров под погрузку, если нужный тип есть в наличии.

Следует обратить особое внимание на количество доступных бесплатных дней использования с контейнером, и ставки пеней, если речь идет о мультимодальной перевозке, в которой наземная доставка товара осуществляется по железной дороге. Возможно, что при планировании перевозки следует выбирать морскую линию с высоким морского фрахта, но с лучшими условиями: с учетом возможных штрафов, это может оказаться дешевле. Например, “круг” Клайпеда – Минск – Клайпеда в момент доставки по железной дороге занимает 15-20 дней.

Грузовладельцам и экспедиторам, желательно самостоятельно контролировать срок службы для своих контейнеров и незамедлительно уведомить перевозчика о крайних время аренды контейнеров в порту. Рассмотрим две ситуации. Они могут показаться надуманными, но это действительно происходит на практике.

Ситуация 1. Водитель контейнеровоза знает, что следующий рейс был только через неделю, и она решает провести это время с семьей. Оставляет машину с пустой контейнер на стоянке (или просто у себя под окнами) и собирается отдать контейнера в порту в том случае, когда поедет туда забрать новый контейнер.

Ситуация 2. Получатель забыл доставить на железнодорожную станцию инструкции на возврат порожнего контейнера в порт. Он стоял месяц на станции терминала до тех пор, пока от морской линии не пришел запрос о месте его пребывания.

РЕКОМЕНДУЕМ ЕЩЕ:  Как подобрать и купить оборудование на склад?

Результат в обоих случаях одинаков – штрафы для грузовых за превышение бесплатного периода пользования контейнером. Своевременный контроль позволит избежать подобных неприятностей.

Расчет стоимости хранения и использования

Рассчитаем стоимость хранения и использования с контейнером, который прибыл в порт Клайпеда. Морская линия предоставляет условия, указанные в таблице 1.

Работа с контейнерами

Таким образом, контейнер может бесплатно храниться на территории порта 10 календарных дней (с момента прибытия до вывоза из порта, хранение). С момента прибытия до возврата порожнего контейнера в порт бесплатный, 21 календарный день (detention including demurrage time), а в случае вывоза контейнера по железной дороге – 28 календарных дней.

Пример 1. 40-футовый контейнер выгружается с судна на 1 января. Получатель дает приказ своему перевозчику доставить контейнер автомобилей на совещание в Москву 9 января (первый рабочий день после новогодних праздников в России). Для того, чтобы быть в Москве в нужный день, контейнер покинул порт 6 января. Пустой контейнер был сдан к порту на 17 января.

Расчеты. Хранение (storage): 1-6 января – бесплатно. Итого штрафов за хранение 0 евро. Использование (detentionincludingdemurragetime): 1-17 января – бесплатно. Итого штрафов за использование 0 евро. Только штрафов 0 евро.

Пример 2. 20-футовый контейнер выгружен с судна в порту Клайпеда 1 августа и должен быть доставлен получателю по железной дороге. Получатель не смог вовремя предоставить документы на контейнер и вывоз состоялся только 1 сентября. Пустой контейнер обратно в порт, 16 сентября.

Расчеты. Хранение (storage): 1-10 августа – бесплатно; 11-30 августа – 5 евро / день (5 x 20 = 100 евро); 31 августа – 8 евро за день. Итого штрафов за хранение 108 евро. Использование (detentionincludingdemurragetime): 1-28 августа – бесплатно; 29-30 августа – 16 евро в день (итого 32 евро); с 31 августа по 16 сентября – 30 евро в день (30 х 17 = 510 евро). Итого штрафов за использование 542 евро. Только кар 108 + 542 = 650 евро.

Если сумма штрафов за сверхнормативное хранение и использование контейнера очень большие, можно попытаться получить от морской линии, со скидкой. Иногда линия идет навстречу клиенту и уменьшает объем накопившихся долгов.

Дмитрий Курочкин

Журнал “Компас экспедитора и перевозчика”

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

  Subscribe  
Сообщить о