Концепция развития логистической системы Республики Беларусь

//Концепция развития логистической системы Республики Беларусь

Концепция развития логистической системы Республики Беларусь

2018-05-01T11:16:00+00:00Май 1, 2018|Статьи|

Утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь 28.12.2017 № 1024

КОНЦЕПЦИЯ

развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2030 года

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Концепция развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2030 года разработана в соответствии с основными положениями Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г., одобренной на заседании Президиума Совета Министров Республики Беларусь (протокол от 2 мая 2017 года. № 10), для его конкретизации и детализации в части реализации приоритетных целей, задач комплексного развития экономики и эффективного продвижения продуктов на международном и внутреннем рынке в период до 2030 года.

При разработке Концепции учтены основные тенденции развития, установленных в государственных программных документах на средне-и долгосрочную перспективу, в том числе представлены:

в Государственной программе развития транспортного комплекса Республики Беларусь на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2016 г., № 345 (Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь, 07.05.2016, 5/42042);

в Стратегии инновационного развития транспортного комплекса Республики Беларусь до 2030 г., утвержденного приказом Министерства транспорта и связи от 25 февраля 2015 года. № 57-С.

Развитие логистической системы Республики Беларусь основывается на принципе непрерывности задач и приоритетов, а также реализации планов, принятых:

в Программе развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 г., утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 августа 2008 года. № 1249 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 223, 5/28285);

в Республиканской программе развития логистической системы и транзитного потенциала на 2016-2020 г., утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 июля 2016 года. № 560 (Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь, 22.07.2016, 5/42364).

Положения Концепции учитывают существующий опыт развития экономики страны на основе использования логистических подходов, а также современные тенденции в развитии международных экономических отношений Республики Беларусь и роли всех основных участников рынка товародвижения.

Целевыми памятников развития логистической системы Республики Беларусь до 2030 года. следует считать:

повышение позиции Республики Беларусь в мировом рейтинге индекса эффективности логистики LPI до уровня ниже 50;

рост по отношению к 2016 году. количество логистических и транспортно-экспедиционных услуг в 2 раза;

рост доходов от транзита в отношении 2016 года. в 2 раза.

ГЛАВА 2

АНАЛИЗ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И УСЛОВИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ

Логистическую систему следует рассматривать как часть экономики Республики Беларусь, связанных с развитием логистических услуг, инфраструктуры и участием предприятий в международные логистические системы продвижения товаров на мировом рынке.

Количество логистических и транспортно-экспедиционных услуг в Республике Беларусь в 2016 году. составила 3,178 миллиарда рублей (рост к 2015 году. – 140,8%), в том числе спектр логистических услуг – 246,5 млн. грн. (рост к 2015 году – 157,2%), из них, оказываемых в транспортно-логистических центрах-80,6 млн. грн., в оптово-логистических – 16,3 млн. грн., в других центрах – 1,4 млн. грн.

В Республике Беларусь функционирует 41 логистический центр, 30 из которых созданы за счет инвестиций национальных и иностранных инвесторов. Восемь логистических центров являются мультимодальными, биржевые склады оснащены 3 логистических центра. Площадь складских помещений составляет 2175,5 млн. квадратных метров. м, что соответствует 410 кв. м на тысячу жителей страны.

Конкурентное преимущество логистической системы Республики Беларусь являются:

наличие средств связи, большой пропускной способности в международном и республиканском сообщениях (сеть железных дорог – 5500 км, сети международных дорог – 3900 км и больше);

внедрение современных технологий перемещения товаров, высокий уровень контейнеризации (ежедневно пропускается до 10 контейнерных поездов с маршрутной скоростью 1200-1400 км в сутки);

высокий уровень безопасности и сохранность перевозимых товаров;

многовекторный характер экономических связей Республики Беларусь (доля товарооборота со странами Евразийского экономического союза – 49%, в евросоюзе – 25%, Азии – 12%);

системный подход к развитию сектора логистических услуг и инфраструктуры, представленные в государственных программах (реализация в течение 10 лет двух специальных долгосрочных государственных программ).

Реализация программы развития логистической системы в Республике Беларусь позволяет постепенно создать инфраструктуру логистических центров различных типов, а также развивать в компаниях, предоставляющих логистические и сопутствующие услуги, необходимые емкость складских помещений.

В программах предусмотрено ряд мер, которые позволяют улучшить качество обслуживания экономических субъектов на всех видах программного обеспечения логистических схем товародвижения: финансовом, тарифа, страховых, транспортных и других. Предусмотрено совершенствование правовых и экономических условий для эффективного использования транзитного потенциала Республики Беларусь в рамках Евразийского экономического союза, Восточного партнерства, соглашений с государствами-партнерами по внешнеэкономическому сотрудничеству.

РЕКОМЕНДУЕМ ЕЩЕ:  Езда при плохих погодных условиях

Позитивные изменения в деятельности производителей Республики Беларусь, расширение внешней торговли, реализация программ развития Республики Беларусь, позволяют перейти к комплексной вектора развития логистической системы Республики Беларусь: активной интеграции логистической инфраструктуры и предприятий в национальные и международные рынки товародвижения.

К основным факторам, замедляющим темпы развития логистической системы Республики Беларусь, относятся:

наличие различных препятствий для внешнего контура товародвижения Республики Беларусь”;

неконкурентные ставки логистических составляющих в цене товара (тарифы, ставки аренды складских помещений и т. д.);

недостаточный уровень присутствия 3PL и 4PL-операторов на рынке логистических услуг;

почечная территориального развития логистических центров, количество складских помещений высокого уровня автоматизации складских процессов и взаимодействия логистических объектов, ориентированных на экспорт, логистические системы доставки;

существование ограничений пропускных способностей объектов логистической инфраструктуры (складских помещений, таможенной и транспортной инфраструктуры);

суб-оптимальных схем поставки товаров на рынке;

недостаточный уровень корпоративных объединений в однородной среде товародвижения.

Развитие логистической системы Республики Беларусь в соответствии с мировыми тенденциями требует создания и постоянного совершенствования необходимых правовых, нормативных, организационных, экономических, инфраструктурных и других условий, которые позволяют участникам рынка предпринимательской деятельности, получать необходимые услуги в процессе товародвижения.

Условия и тенденции развития международного и национального рынка определяют современные требования к логистической системы:

доступность для экономических субъектов товаропроводящих национальных и международных логистических систем, которые способствуют развитию производства и росту доходов от их деятельности;

консолидация логистических возможностей участников процесса товародвижения;

интеграция участников экономической деятельности Республики Беларусь в международные логистические системы;

сегментов национальной системы логистики по видам продукции (товаров), перевозимых на рынке товаров;

ускорение товародвижения в национальной логистической системы;

снижение совокупных затрат и получения синергетического эффекта путем объединения экономических интересов участников логистической системы.

Характер развития логистической системы Республики Беларусь определяется внутренними и внешними экономическими условиями.

Экспортно-ориентированный характер экономики Республики Беларусь и ее вовлечение в международный рынок товародвижения требует реализации системных мер по развитию национальной логистической системы и ее адаптации в соответствии с тенденциями мировой практикой и международными требованиями.

Необходимость развития логистической системы Республики Беларусь связано с интеграцией страны в глобальные процессы и повышение эффективности деятельности субъектов продукта-транспортного рынка и их конкурентоспособности.

Интеграция страны в глобальные потоки, определяет приоритеты развития логистической системы Республики Беларусь, направленные на повышение уровня развития логистической инфраструктуры, обеспечивающей бесперебойную езду товарно-транспортного потока через территорию страны и связь с логистическими системами других стран (их экономических объединений).

Необходимость повышения эффективности деятельности субъектов продукта-транспортного рынка и их конкурентоспособности определяет приоритеты развития логистической системы, направленных на повышение рентабельности логистического бизнеса и привлекательность продукта-транспортных потоков к проследованию через территорию страны.

ГЛАВА 3

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРИОРИТЕТЫ КОНЦЕПЦИИ

Целью Концепции является определение направлений развития логистической системы Республики Беларусь, обеспечивающих ее привлекательность для субъектов хозяйствования, а также способствующих обеспечению устойчивого экономического развития страны и удовлетворения потребностей в эффективном продвижении продукции на международном и внутреннем рынке.

Концепция направлена на решение следующих задач:

установление перспективных направлений совершенствования логистической системы Республики Беларусь путем создания благоприятных условий для ведения бизнеса, логистики и предоставления логистических услуг;

определение нормативно-правовых и экономических требований, способствующих вовлечению бизнеса Республики Беларусь в логистические схемы движения товаров;

разграничение полномочий и ответственности за развитие логистической системы, ее инфраструктурных объектов, схем, продвижения товаров и других составных частей;

формирование средств на реализацию Концепции.

Основой Концепции определены следующие приоритеты:

обеспечение бесперебойного товародвижения в логистической системы Республики Беларусь;

создание условий для привлечения инвестиций в развитие логистической системы Республики Беларусь;

повышение конкурентоспособности экономики республики и расширение рынков отечественных производителей;

оптимизация совокупной стоимости всех участников логистической системы;

обеспечение равных условий деятельности для всех участников логистической системы;

обеспечение целевых подходов государственного регулирования развития логистической системы на основе перспективных запросов рынка Республики Беларусь и международной интеграции.

ГЛАВА 4

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Развитие логистической системы должно носить постоянный характер и иметь многовекторность сфер развития. На основе требований Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года. экономика республики должна активно включиться в мировую экономику, наращивая объемы экспорта и расширяя географию стран-партнеров.

Логистическая составляющая развития экономики Республики Беларусь связана с развитием следующих направлений:

консолидация государственного регулирования и предпринимательства, инициативы в развитии логистического бизнеса в Республике Беларусь”;

обновление логистической системы Республики Беларусь правил и норм международных организаций, способствующих вовлеченности участников экономической деятельности на международные рынки национальные и товародвижения;

развитие систем и стандартов информационного взаимодействия на международном и внутреннем рынке товародвижения;

РЕКОМЕНДУЕМ ЕЩЕ:  Перевозка сборных грузов

развитие инфраструктуры логистической системы и создание стоимости доставки необходимых ресурсов в соответствии с перспективным предложением на рынке товародвижения.

Консолидация государственного регулирования и предпринимательства, инициативы в развитии логистической деятельности предполагает решение следующих задач:

создание единой системы государственного регулирования логистической системы;

реализация принципа равных условий для субъектов хозяйствования логистических услуг на территории Республики Беларусь;

организация проведения работ по сертификации субъектов логистической деятельности (логистических операторов) в рамках национального законодательства;

создание национального центра и системы мониторинга национального и международного рынка товародвижения и бизнес-процессов логистики для развития рынка товаров и повышения конкурентоспособности субъектов хозяйствования Республики Беларусь.

Обновление логистической системы Республики Беларусь правил и норм международных организаций, способствующих вовлеченности участников экономической деятельности на международные рынки национальные и товародвижения, предусматривает решение следующих задач:

имплементация международных правовых норм и национального законодательства, регулирующих логистическую деятельность;

внедрение в национальную логистическую систему лучших мировых практик управления товародвижением в цепях поставок;

стимулирование развития контейнерных перевозок, кооперации деятельности операторов логистических услуг и международных контейнерных перевозчиков;

разработка методологии показателей эффективности логистической деятельности и системы их учета;

гармонизация национальных нормативно-правовой базы в области логистической деятельности с принципами и рекомендациями международных организаций, регулирующих отношения участников внешнеэкономической деятельности (Всемирной торговой организации, Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций, Европейского союза, Евразийского экономического союза и других);

повышение уровня квалификации и услуг в соответствии с международными стандартами и практиками.

Развитие систем и стандартов информационного взаимодействия на международном и внутреннем рынке товародвижения предусматривает решение следующих задач:

переход на электронные технологии документооборота в устойчивом цепей товародвижения в логистической системе;

формирование единой цифровой платформы логистической системы Республики Беларусь на основе интеграции взаимодействия с международными информационными системами;

адаптация цифровой инфраструктуры транспортных коридоров с международными информационными системами;

унификация стандартов обмена данными между участниками логистической системы;

использование электронных форм товарно-сопроводительных и коммерческих документов по международным перевозкам грузов различными видами транспорта;

развитие системы электронной торговли в сфере предоставления логистических услуг.

Развитие инфраструктуры логистической системы и создание стоимости доставки необходимых ресурсов в соответствии с перспективным предложением на рынке товародвижения предусматривает решение следующих задач:

развитие объектов товаропроводящей сети и логистической инфраструктуры (в том числе логистических центров) в Республике Беларусь и за ее пределами, с учетом экономически обоснованного их включения в национальных и международных цепей поставок;

формирование логистической инфраструктуры с учетом территориального развития объектов транспорта (железнодорожных станций, речных портов, аэропортов, терминалов), генеральных схем развития транспортных узлов и принципам интермодальности;

интеграция инфраструктуры в существующих и потенциальных международных цепей поставок, транспортные коридоры, глобальные интеграционные схемы товародвижения и развитие пропускных способностей инфраструктуры логистики на основе тенденций развития экономики Республики Беларусь до 2030 г.;

развитие в торговых центрах и на предприятиях терминально – складской инфраструктуры для переработки контейнеров по мере роста контейнерных перевозок;

обеспечение комплексности развития объектов логистической инфраструктуры;

обновление ресурсов, транспортных систем, соответствующих инновационных решений, способствование обеспечению уровня опережающего развития и реализации целей и принципов устойчивого развития, определенных Организацией Объединенных Наций.

ГЛАВА 5

ПРАВИЛА

Развитие логистической системы предполагает оптимизацию участия государства и субъектов хозяйствования в создании правовых, экономических и других отношений на рынке товародвижения.

Эффективность участия государства достигнуты благодаря реализации функций:

1) постановления, предусматривающего:

создание условий наилучшего благоприятствования в рамках международного сотрудничества;

формирование национальных нормативных правовых актов с учетом международных;

создание приоритетных условий для эффективной реализации логистической деятельности в Республике Беларусь”;

формирование системы требований к осуществлению логистической деятельности в объектах инфраструктуры для всех участников рынка товародвижения;

2) публичной администрации, предусматривающего:

поддержка инновационных технологий, логистических схем доставки на рынке товародвижения;

поддержка инвестиционных проектов, развитие инфраструктуры логистической системы Республики Беларусь, что способствует увеличению количества товародвижения;

поддержка проектов международной интеграции, способствующей росту услуг внешнеэкономической деятельности участников логистической системы;

стимулирование логистической деятельности с помощью финансовых механизмов регулирования;

3) государственного контроля, предусматривающего:

совершенствование технических нормативных правовых актов, устанавливающих требования к осуществлению логистической деятельности и эксплуатации объектов инфраструктуры субъектов логистической системы Республики Беларусь;

контроль соблюдения международных и национальных нормативных правовых актов;

контроль выполнения логистических операций, лицензирования и сертификации;

контроль соблюдения требований обслуживания инфраструктуры, логистической системы, транспортных средств;

контроль профессиональных компетенций при реализации логистических операций и обучения специалистов в области логистической деятельности.

Развитие логистической системы должно быть направлено на совершенствование всех ее функциональных элементов. В связи с этим, необходимо определить координацию властями развития таких элементов логистической системы:

создание благоприятных условий для реализации инвестиций;

противодействие монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на рынке логистических услуг;

РЕКОМЕНДУЕМ ЕЩЕ:  Возможные причины перегрева двигателя

развитие адаптивного информационного пространства в системах логистики и создание технических условий для перехода на электронные средства передачи данных субъектов логистической системы в цепях поставок товаров;

создание необходимых условий для развития пропускной и перерабатывающей способности объектов инфраструктуры, необходимых транспортных средств и условия для реализации эффективного процесса перемещения по территории Республики Беларусь и взаимодействия с инфраструктурой евразийского экономического пространства;

обновление содержания образовательных программ, направленных на реализацию подготовки специалистов в области логистической деятельности;

координация политики в сфере хозяйственной деятельности и внешней торговли;

таможенное регулирование, направленные на ускорение товародвижения и упрощение осуществления таможенных процедур в логистической системе;

регулирование и совершенствование порядка осуществления пограничного контроля лиц, пересекающих Государственную границу Республики Беларусь”;

совершенствование законодательства в области логистической деятельности, стимулирование развития товаропроводящих сетей и их логистического обеспечения;

реализация мероприятий, способствующих развитию предприятий, ориентированных на экспорт и создания региональных логистических цепей жизнеобеспечения населения региона;

создание логистических схем доставки на рынке товародвижения, на основе планов развития экономических субъектов и реализации продукции на международном и внутреннем рынке.

ГЛАВА 6

МЕЖДУНАРОДНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Развитие логистической системы Республики Беларусь осуществляется в зависимости от назначения модели субъектов хозяйственной деятельности. Основными проектами, формирующими тенденции логистическую систему Республики Беларусь, являются:

1) развитие рынка логистических услуг, способствует максимальной реализации принципа мультимодальности;

2) увеличение транзитного потенциала через привлечение логистических операторов и инфраструктуры логистической системы Республики Беларусь в международные проекты рынка товародвижения, основными проектами, из которых:

интеграция логистической инфраструктуры и технологий в реализации концепции “Один пояс, один путь”;

интеграция в деятельность международных операторов контейнерных и внедрение инновационных технологий в сфере контейнерных перевозок, в том числе пропуск контейнерных течет в направлении Китай – Ес – Китай на территории Республики Беларусь;

3) развитие трансграничного сотрудничества, способности логистической системы путем интеграции с рынками Европейского союза; развитие функции интегратора логистического между Европейским союзом и Евразийский экономическим союзом;

4) интеграция в глобальные международные транспортные и логистические компании и вовлечение их в сферу снабжения, ориентированных на экспорт товаропроводящих сетей. Основным проектом является Китайско-Белорусский индустриальный парк “Великий камень”, с учетом позиционирования этого парка в качестве эталона Экономического пояса шелкового пути;

5) создание схем товародвижения на международном и внутреннем рынке экономической деятельности на основе интегрирования в товаропроводящие сети;

6) развитие логистических цепей поставок на основе рынка товародвижения свободных экономических зон;

7) юридическое лицо, при создании региональных логистических схем товародвижения на основе взаимного использования складских помещений, других объектов инфраструктуры и транспортных средств;

8) развитие региональной системы продаж транспортно-логистических услуг;

9) развитие международного сотрудничества между российской федерацией и международными финансовыми организациями, ориентированных на участие в развитии логистического бизнеса в Республике Беларусь.

ГЛАВА 7

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ

Концепция будет реализовываться на основе регулирования экономической политики в области логистической деятельности и создания благоприятных условий для привлечения инвестиций.

Инвестирование капитала в логистическую систему планируется выполнять за деньги самих субъектов, экономических, инвестиционных и инновационных фондов, банков и других заинтересованных людей. Государство может участвовать в развитии логистической системы в различных формах сотрудничества с бизнесом, в том числе в рамках механизма государственно-частного партнерства.

Государство через государственные органы увеличат долю экономических субъектов (в том числе иностранных компаний) в логистической системе путем предоставления льгот, определенных в соответствии с законодательством.

Реализация Концепции направлена на получение следующих результатов:

создание логистической системы, соответствующей мировой практике логистического обеспечения рынка товародвижения и в состоянии предложить достаточное количество логистических услуг на международном и внутреннем рынке экономической деятельности;

интеграция национальной логистической системы в международный рынок товародвижения и обеспечение внешнеэкономической деятельности субъектов Республики Беларусь;

адаптация инфраструктуры логистической системы и экономических субъектов по отношению к национальной и международной экономики;

формирование экономической политики государства, способствующие развитию логистической системы и в поддержке государственных органов для эффективной реализации логистических операций на международном и внутреннем рынке товародвижения, в целях повышения рентабельности деятельности логистики и ее доли в валовом внутреннем продукте.

Реализация Концепции будет осуществляться через систему мероприятий, которые должны быть включены в программу развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2030 г., на основе предложений организаций, бизнеса, международных договоров и других программ и инициатив.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

  Subscribe  
Сообщить о