Изменения и дополнения в закон “Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках”

///Изменения и дополнения в закон “Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках”

Изменения и дополнения в закон “Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках”

2018-05-05T11:50:54+00:00Апрель 29, 2018|Автоперевозки|

23 января 2018 года. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 17 июля 2017 № 50-З “О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь “Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках”. Изменения касаются как сферы транспортировки грузов, так и пассажиров.

Изменения в основном направлены на создание правового поля для деятельности международных автомобильных перевозчиков в целях повышения их правовой защиты и исключения случаев необоснованного привлечения к ответственности за неправильное оформление транспортных и грузосопроводительных документов, осуществление международных соглашений и обязательств Республики Беларусь, улучшения состояния регулирования международной дорожной перевозки грузов.

1. Список и внешний вид транспортных документов.

Внесены изменения в ст. 40 Закона об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках и установлен четкий перечень транспортных документов при выполнении автомобильных перевозок грузов. К ним относятся:

– манифест;

– товарно-транспортная накладная при выполнении внутриреспубликанских автомобильных перевозок грузов;

– международная товарно-транспортная накладная “CMR” (далее – CMR-накладная), составленная согласно Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), принятой в Женеве 19 мая 1956 г., при выполнении международных автомобильных перевозок грузов;

– другие документы в соответствии с Правилами автомобильных перевозок грузов.

Таким образом, Законом № 50-З разграничено применения товарно-транспортной накладной (ТТН-1) и CMR-накладной для внутриреспубликанских и международных перевозок и, соответственно, возможно применение двух транспортных средств, накладных одновременно. На уровне Закона закреплена норма, которая правительством от 05.02.2016 № 102 “О внесении изменений и дополнений в Правила перевозок грузов автомобильным транспортом” согласилась на ситуацию, связанную с привлечением к ответственности международных автомобильных перевозчиков в части 4 ст. 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (Коап) и штраф с них стоимости перевозимых товаров, не оформленные товарно-транспортной накладной формы ТТН-1 дополнительно к CMR-накладной при перевозке грузов, начинающейся с территории Республики Беларусь, а также в случае неправильности, неточности или неполноты сведений, указанных в грузосопроводительных документах, или в связи с их отсутствием (сертификаты соответствия, фитосанитарного, ветеринарного сертификатов на груз и другие документы, сопровождающие груз). Напомним, что в настоящее время в международных перевозках грузов, начинающихся с территории Республики Беларусь, дополнительно к CMR-накладной в качестве грузосопроводительного документа отправителем должна быть оформлена накладная ТН-2.

2. Оформление транспортных и грузосопроводительных документов. Ответственность – на грузоотправителе.

Законом № 50-H в первый раз дается определение грузосопроводительных документов-это документы, которые в соответствии с законодательством, международными договорами Республики Беларусь, а также международных правовых актов, составляющих право Евразийского экономического союза (ЕАЭС), должны сопровождать груз во время его перевозок.

РЕКОМЕНДУЕМ ЕЩЕ:  Размещение груза

Как видно, определение отсылает нас к законодательству Республики Беларусь, документов ЕАЭС и международных договоров.

Однако перевозчик не обязан иметь полный список документов, которые должны сопровождать тот или иной груз. Это является обязанностью отправителя, который в силу ст. 41 Закона об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках ” в редакции Закона № 50-З обязан обеспечить предоставление комплекта перевозчика грузосопроводительных документов, оформленных надлежащим образом, и несет ответственность за их непредставление в полном объеме.

При этом автомобильный перевозчик не обязан проверять правильность оформления грузосопроводительных документов, и не несет ответственности за неправильность их оформления.

С принятием Закона № 50-З, нормы, разграничивающие ответственность отправителя и перевозчика, конкретизированы и установлены актом высшей юридической силы.

Изменения по сравнению с текущей версией устанавливают ответственность отправителя за правильность оформления и полноту представленных перевозчиком грузосопроводительных документов, одновременно освобождая перевозчика от ответственности за правильность их составления.

Примерный (неполный) перечень грузосопроводительных документов, которые отправитель обязан передать (обеспечить передачу) комплекта перевозчика или его представителя, содержится в п. 22 Правил автомобильных перевозок грузов. К ним относятся:

– ветеринарный сертификат (при автомобильной перевозке животных, продуктов животного происхождения, сырья животного происхождения, кормов для животных, ветеринарных препаратов и других грузов, подлежащих ветеринарному надзору);

– карантинный сертификат (при автомобильной перевозке подкарантинных материалов);

– фитосанитарный сертификат (при автомобильной перевозке соответствующих грузов);

– сертификат соответствия качества (при автомобильной перевозке промышленных и продовольственных товаров);

– разрешение соответствующих органов государственного управления на вывоз грузов (при необходимости);

– первый экземпляр товарно-транспортной накладной (при автомобильных грузовых перевозок характера за пределами территории Республики Беларусь), выполненные в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

– другие документы, которые в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь, должны сопровождаться грузов с автомобильного транспорта.

Существенные изменения коснулись обязанности перевозчика, проверка правильности составления транспортных документов. В соответствии с действующим законодательством (ст. 44 Закона ” об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках) перевозчик после приема груза обязан проверить не только внешнее состояние груза, упаковки и его количество, но и правильность составления транспортных документов.

РЕКОМЕНДУЕМ ЕЩЕ:  Перевозка негабаритных грузов автомобильным транспортом

В то же время в статьях 7 и 8 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (CMR), которое имеет приоритет перед национальным законодательством, указано, что перевозчик обязан проверить внешнее состояние груза, упаковки и проверить его количество с указанным в накладной. При этом ответственность за информацию, предоставленную им в накладной, несет отправитель.

С принятием Закона № 50-H это противоречие в белорусском почти устранены. Так, согласно новой редакции ст. 44 Закона ” об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках перевозчик обязан проверить только наличие документов транспортного средства (ранее – правильность оформления). При этом отправитель несет ответственность перед перевозчиком дорожного движения и третьих лиц, за убытки, которые возникли в связи с неправильностью, неточностью или неполнотой сведений, указанных в транспортных документах, грузосопроводительных документах, которые вы можете сделать через отправителя, либо в связи с отсутствием необходимых транспортных документов, грузосопроводительных документов (ст. 56 Закона “об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках” в редакции Закона № 50-З).

В действующей редакции ст. 56 Закона ” об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках грузоотправитель несет ответственность только за правильность и полноту информации, только грузосопроводительных (транспортных) документов.

Данные правила позволят вывести перевозчика от ответственности за нарушения, указанные в части 4 ст. 12.17 коап Республики Беларусь, предусматривающей ответственность, в том числе за перевозки грузов безналичия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов или в случае, если вы не соответствуют действительности документов.

3. Реализация на территории Республики Беларусь, условия Карты качества ЕКМТ.

Во время подготовки проекта закона на саммите Международного форума транспортной 28 мая 2015 года. министры транспорта была принята Хартия качества международных автомобильных грузовых перевозок в системе многосторонней квоты ЕКМТ. Паспорт качества принят для развития рынка международных автомобильных перевозок на европейском континенте и распространяется на международный дорожный транспорт транспортные услуги, выполняемые с использованием разрешений ЕКМТ.

Паспорт качества дополняет положения Инструкции для официальных лиц и перевозчиков по использованию многосторонней квоты ЕКМТ, в котором конкретизированы технические разрешения, расположены в соответствии с этой системой, а также условия и сфера их применения.

Паспорт качества определяет общие правила в части доступа к профессии, требования к обучению водителей и гармонизации классификаций нарушений в сфере ЕКМТ. В частности, вводятся единые для всех государств-членов ЕКМТ требования к компаниям, осуществляющим международные автомобильные перевозки: финансовая устойчивость, деловая репутация операторов, обучение водителей и транспортных средств управления, согласованная система контроля и санкций за нарушение требований Хартии качества.

РЕКОМЕНДУЕМ ЕЩЕ:  Составляющие стоимости доставки в страны Азии

Паспорт качества введен в действие с 1 января 2016 г., а применение ее положений для всех операций международным автомобильным грузовым перевозкам, осуществляемым в рамках разрешений ЕКМТ, начнется с 1 января 2018 года. государства-члены ЕКМТ, претендующая на получение разрешений ЕКМТ, вы должны подтвердить, что на ее территории требования Карты качества соблюдаются на законодательном уровне.

Таким образом, Законом № 50-З в ст. 18 Закона об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках имплементированы требования, Карты качества и установлено, что автомобильный перевозчик, выполняющий международные автомобильные перевозки грузов, должен соответствовать критериям репутации и финансового состояния, установленными Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, а также привлечь для выполнения международных автомобильных перевозок грузов, водителей, уровень подготовки которых соответствует требованиям, установленным законодательством.

Критерии и способ проверки репутации и финансового состояния автомобильного перевозчика, осуществляющего международные автомобильные перевозки грузов, будут установлены Правила перевозки грузов автомобильным транспортом.

4. Реализация положений Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).

Пункт 5 раздела II ” Автомобильный транспорт Приложение 24 к Договору о Евразийском экономическом союзе предусмотрено обязательство государств-членов ЕАЭС принять программу поэтапной либерализации выполнения перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств-членов, автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории другого государства-члена.

В целях реализации договоренностей, достигнутых главами государств-членов, ст. 19 Закона ” об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках в редакции Закона 50-З предусмотрено, что выполнение внутриреспубликанских автомобильных перевозок автомобильных перевозчиков государств-членов Евразийского экономического союза осуществляется на основе международных правовых актов, составляющих право Евразийского экономического союза, с соблюдением условий, предусмотренных законодательством.

5. Реализация положений Закона.

Статья 2 Закона 50-Завтрак, который подается в задачи Совета Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок, то решения правительства, в соответствии с Законом, обеспечить приведение республиканскими органами государственного управления их нормативных правовых актов, в соответствии с Законодательством, а также принять иные меры по его реализации. Предполагается внесение изменений и дополнений в действующие или разработке новых нормативных актов. Всего будет принято около 20 нормативных правовых актов.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

  Subscribe  
Сообщить о