Основные проблемы рынка грузоперевозок РБ

548Во всем мире бизнес в сфере логистики отличается высокой конкурентной средой. Не является исключением и ситуация в Беларуси, где количество фирм грузоперевозчиков довольно значительное и имеет тенденцию к дальнейшему росту. Поскольку объем внутренних перевозок в 2012 году по сравнению прошлым годом возрос незначительно, рентабельность этого бизнеса внутри страны сокращается. Поскольку Беларусь является крупным транзитером при перемещении грузов между странами западной и восточной Европы с Россией, и данные перевозки отличаются более высокой рентабельностью, с каждым годом интерес к международным перевозкам все больше возрастает.
Таким образом, сложилась ситуация, когда внутригородские перевозки и часть междугородных перевозок, осуществляют индивидуальные предприниматели и небольшие фирмы, имеющие незначительное количество собственного транспорта и невысокую компетентность сотрудников. На этом сегменте рынка конкурентоспособными становятся предприятия, предлагающие наиболее низкие цены, при этом качество услуг оставляет желать лучшего. Субъекты малого бизнеса в сфере перевозок должны отличаться гибкостью тарифов, оперативностью решений, поскольку их основной задачей является постоянный поиск новых клиентов. Но зачастую грузоперевозчики сталкиваются с тем, что экспедиционные фирмы посредники не всегда умело, просчитывают маршруты, не знают оптимальных транспортных коридоров. За эту некомпетентность расплачиваются перевозчики, причем их дополнительные затраты никем не возмещаются.
Общемировая тенденция к укрупнению фирм перевозчиков, расширению спектра оказываемых ими услуг, созданию логистических центров все в большей степени проявляется и в Беларуси. При осуществлении крупных внутригосударственных и международных перевозок необходимо знать порядок получения разрешений и оформления документов на территории государств, по которым будет проходить следование груза. Кроме этого, необходимо разрабатывать оптимальный маршрут с учетом стоимости дорожных, транзитных, торговых, складских и других сборов, знать национальные законы и ограничения, а также порядок получения разрешений и оформления всех необходимых документов. Фирма перевозчик обязана знать существующие транспортные коридоры, тарифы, действующие на используемых видах транспорта, стоимость фрахта, специфические особенности перевозимого груза. Кроме того, необходимы знания в области налогообложения и прочих вопросов, связанных с правовым обеспечением, а для успешного ведения переговоров необходимо обладать еще и дипломатическими способностями. Такие комплексные услуги могут предоставить только специализированные логистические компании, имеющие достаточную материальную базу и компетентных сотрудников. Таких фирм в Беларуси крайне мало, и им трудно выдерживать конкуренцию на международном уровне.
При рассмотрении вопросов грузоперевозок нельзя обойти вниманием проблемы, возникающие при осуществлении маршрутов Беларусь – Россия — Беларусь, поскольку доля этих перевозок с каждым годом возрастает. Некоторые транспортно-экспедиционные компании, выступающие в роли посредника, подписывают договора по сопровождению грузов, и при этом не несут ответственность за взятые на себя обязательства. Основополагающим критерием при подписании данных соглашений является минимальная стоимость перевозки. При этом часто возникают вопросы о выборе типа транспорта, которым будет осуществляться перевозка. Экспедиторские фирмы, желая минимизировать издержки, выбирают более дешевый вид доставки, который часто не соответствует типу груза. В этих случаях качество доставки часто оставляет желать лучшего. Экспедиционным фирмам необходимо четко уяснить, что перевозки по маршруту Россия – Беларусь относятся к международному типу перевозок, а международные правила прямо указывают на то, что полную ответственность за качество грузов несет перевозчик.
Как мы видим, основные проблемы рынка грузоперевозок в Беларуси мало чем отличаются от проблем, с которыми сталкивается данная отрасль в Украине, России, Казахстане. Именно создание единого таможенного пространства призвано решать эти проблемы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *